Connect with us

Бәрі туралы

Бастауыш сынып

Работы с одарёнными детьми

Работы с одарёнными учащимися на 2008 – 2012 учебные годы.

Способности развиваются в деятельности;
Способности как мускулы, растут при тренировке;
Академик В. А. Обручев.
У людей ленивых, не любящих работать, избегающих усилий, как в умственном, так и физическом труде способности не развиваются.
Цель: Воспитание потребности в деятельности.
Задачи:
– развитие природных интеллектуальных способностей учащихся; выявление и развитие специальных творческих способностей; воспитание устойчивой мотивации к учению; формирование гуманистического отношения к окружающему миру; нравственных основ личности.

Этапы:
1. Изучение и выявление способностей учащихся.
2. Работа с учащимися по направлениям.
3. Использование результатов работы для дальнейшего развития способностей у всех учеников класса.

Пояснительная записка.
Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создаёт большие возможности для становления психических качеств, которые могут составлять основу тех или иных способностей. Способности зависят от строения мозга и органов чувств, а они бывают различными у людей уже при рождении. Совокупность задатков, которые затем развиваются в способности, называются одарённостью человека.
Зная это, можно определить уровень одарённости детей и организовать работу с одарёнными учащимися в классе.
Судить о наличии способностей у детей можно, прежде всего, по тому, как они учатся, понимают учебный материал, запоминают его и применяют свои знания, насколько хорошо ориентируются при решении задач, в какой мере владеют устной и письменной речью. Некоторыми показателями способностей детей могут быть: внимательность, быстрое прочное запоминание, умение думать, сообразительность, развитое воображение, инициатива, самостоятельность в работе и её большая продуктивность.

Учителю надо знать, какие склонности и способности имеются у ребёнка, как они развиваются.
Таким образом, исследовав теоретический аспект работы с одарёнными детьми, можно перейти к практическому применению наработанного материала. Для этого необходимо составить план работы с одарёнными детьми. Мой план работы включает три этапа.
1 – изучение и выявление способностей учащихся;
2 – работа с учащимися по направлениям;
3 – использование результатов работы для дальнейшего развития способностей у всех учащихся класса.
На 1 этапе для выявления способностей учащихся используются методы: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение письменных работ.
Пи диагностике необходимо в максимальной степени использовать информацию, полученную от родителей, самого ребёнка, чтобы выявить не только наличный уровень познавательной и личностной сферы, но его потенциальные возможности. Чем больше источников информации о ребёнке, будет использовано, тем точнее мы сможем определить наличие тех или иных способностей.
Большую роль в выявлении способностей у учащихся играют и внеклассные мероприятия, где дети могут
раскрыться, показать то, что они умеют, что у них получается лучше.
Затем, выявив наличие способностей у учащихся, приступаем ко второму этапу работы.
Ставятся задачи:
– Развитие природных интеллектуальных способностей учащихся;
– Выявление и развитие специальных творческих способностей учащихся;
– Воспитание устойчивой мотивации к учению;
– Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, нравственных основ личности.
При этом надо постоянно помнить: ребёнок – субъект творчества, маленький гений. Способности у учащихся в каждом классном коллективе могут быть разными. Это и литературное, и музыкальное, и театральное, и техническое направления, и другие. (т.е. с учётом выявленных способностей у учащихся).
Далее составляется план с одарёнными учащимися по выбранным направлениям. В него включается работа по подготовке к интеллектуальным конкурсам, к олимпиадам; проведение внеклассных мероприятий; уроков открытых дверей и другие.
При этом надо создавать условия, в которых ребёнок мог бы продемонстрировать свои способности.
3 этап. Приобщать всех детей к интересным и полезным делам, развивая тем самым способности каждого учащегося (на примерах одноклассников).
Предложенный план работы с одарёнными детьми может быть взят за основу и применяться с дополнениями, с учётом возрастных особенностей на протяжении 4 лет обучения в начальной школе. При этом меняется содержание работы при переходе из одного класса в другой.
1класс – «Познай себя и других».
2класс – «Попробуй сам и научи других».
3класс – «Дорога творчества».
4класс – «Я творческая личность».
В 1 – ом классе дети познают себя и других, знакомятся с семьями одноклассников через познавательную творческую игру» Пока все в школе», которая проводится один раз в квартал по временам года.
Во 2 – ом классе дети не только делятся тем, что у них получается лучше, чем у других, но и приобщают их к полезному и интересному делу. Эти классные часы на тему «Моё любимое увлечение» и другие внеклассные мероприятия.
В 3 – ем классе «Дорога творчества» включает не только разные мероприятия творческого характера ( «Проводы зимы», «Мисс Очаровашка», «Защитники страны», КВН, «Сказки старого сундучка», «Сокровищница знаний»), но участие в интеллектуальных конкурсах «Акбота», «Кенгуру», «Русский медвежонок».
В 4 – ом классе дети сами сочиняют сценарии к внеклассным мероприятиям и сами проводят их, выпускают сборники со своими стихами. Сочинениями. Работа на всех ступенях развития творчества построена на сотрудничестве «Учитель – Ученик – Родители».
На этом работа не прекращается, потому что каждому надо дать возможность раскрыться, найти своё «я», помочь определиться, что у него получается лучше всего, т. е. развивать целеустремлённую творческую личность.

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.


Работы с одарёнными детьми начальные класы бастауыш сынып

© Дереккөзі

To Top