Connect with us

Бәрі туралы

Бастауыш сынып

Сочинение по картине

Тема урока: Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Цели урока: учить описывать картину; строить текст в определённой композиционной форме; определять основную мысль сочинения; путём речевой подготовки предупреждать недочёты; грамматические ошибки в сочинениях; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»; музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года»; выставка рисунков детей; плакат с правилами самопроверки, материалы словарной работы на доске; Орфографический словарь; эпиграф урока /на доске/ «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса» А. С. Пушкин.

Ход урока.
1. Вступительная беседа учителя.
– Ребята вспомните нашу осеннюю экскурсию. Какие новые краски появились у природы осенью?
– А можно сохранить красоту осени? /Надо собрать гербарий, сфотографировать, сделать рисунки/
– На уроке изобразительного искусства мы говорили о том, что рисунок, картина с изображением природы называется пейзажем. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века /1860 – 1900/

Художник рано стал сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве, в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла.

Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли его поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысяч картин, рисунков, эскизов. Умело, используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передаёт настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Он тщательно прорисовывает ветви деревьев, листья, убегающие речушки, деревенские дороги, а его палитра /поясняет это слово/ дарит нам всё разноцветье родной природы.

2. Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Вопросы:
– Каково ваше общее впечатление от пейзажа: грустное или радостное?
– Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?
– Каков, по вашему мнению, замысел художника? О чём эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?
– Когда лес бывает таким, каким он изображён на картине Левитана: в начале или в конце осени; в сухую или дождливую погоду?
– Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите деревья, которые зимой остаются зелёными. Покажите их на картине.
– Прямо ли течёт река или меняет своё направление? Почему она становится светло – голубой? Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане картины? Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие маленькие?

Вывод – обобщение о замысле художника и средствах его воплощения делает сам учитель.
– Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но золотая осень рождает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно – золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник даёт нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной её силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года». Послушайте одну из пьес: «Сентябрь. Охота.»
– Что вы представляете себе, когда слушаете эту музыку? Что общего между впечатлениями от картин Левитана и музыкой Чайковского?

3. Речевая подготовка:
– Поберите синонимы к словам: художник /живописец, пейзажист, мастер кисти/; создаёт /пишет/; картина /репродукция, полотно/
– Найдите неточно употреблённое слово и замените его:
1. Солнечные лучи ярко греют/ освещают природу.
2. Молодые берёзы сплошь накрыты / покрыты золотистой листвой
– Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху

4. Составление и запись плана на основе вопросов учителя:
– Какое время года изображено на картине?
– Какое впечатление производит она на вас?
– Что вы видите на переднем плане? Вдали?
– Какие цвета преобладают в пейзаже?
– Что вам особенно нравится в полотне Левитана?

5. Написание первого варианта сочинения.
6. Редактирование сочинения. Написание его окончательного варианта
7. Итог урока.


Сочинение по картине Левитана золотая осень урок по русскому языку

© Дереккөзі

To Top